Овербукинг - есть ли выход


Слово «овербукинг» знакомо многим уже не только понаслышке. Ситуации, когда оплаченное в самолете или гостинице место оказывается уже кем-то занято, к сожалению, встречаются достаточно часто. Почему это происходит, можно ли избежать овербукинга и как действовать, если не повезло – все вопросы обсудим ниже.

Каковы причины овербукинга?

Основных причин овербукинга можно назвать несколько:

1. Технические сбои, когда «что-то» произошло с базой данных или данные потенциального клиента забыли/не успели внести в базу.

2. Желание отелей и авиакомпаний заработать максимум толкает на осознанное сверхбронирование, ведь в среднем 5-15% броней слетает в последний момент. Проще говоря, чтобы гостиничные номера не простаивали и места в самолетах не оставались пустыми, компании берут на себя недовольных клиентов, оставшихся в случае неверных прогнозов «за бортом».

3. Хитрость туроператора, который продает места в два отеля, но один из них не пользуется спросом. В таких случаях туроператор может продать места в популярный отель всем желающим, а на второй искусственно поднять цену. Приезжающие в отель «лишние» туристы размещаются в другом отеле, но зато более «дорогом».

4. Нередко складывается ситуация, когда отдыхающие в отеле хотят продлить сроки пребывания или vip-клиент в последний момент изъявляет желание отправиться конкретным авиарейсом. Очевидно, что в этом случае альтернативу будут подыскивать для вновь прибывших.

Когда и где ждать подвоха?

Можно выявить ряд обстоятельств, при которых ситуации овербукинга учащаются. Что касается перелетов, то овербукинг реже встречается на регулярных рейсах, чем на чартерных. В плане гостиниц избыточное планирование наиболее частое явление на недорогих массовых курортах, особенно в самые ажиотажные периоды. Допустим, в Тунисе – это сентябрь, в Египте – все лето, в Болгарии – август.

Можно ли избежать овербукинг?

На самом деле избежать ситуации овербукинга практически невозможно, если вам суждено с ней столкнуться. Можно выделить лишь ряд советов, следование которым позволит в некоторой степени снизить риск. Во-первых, как это ни банально звучит, прежде чем обратиться в турфирму или авиакомпанию, ознакомьтесь с отзывами. Наверняка, если бывали прецеденты, обиженные граждане не молчали и чиркнули в интернете хотя бы пару строчек. Во-вторых, если есть возможность, планируйте поездку не в самый пиковый период. Ну и, в-третьих, если речь идет об овербукинге при перелетах, то здесь действует правило тапок для первого. Очевидно, что если место продано двум людям, то полетит на нем тот, кто зарегистрировался на рейс раньше. Так что заблаговременное прибытие в аэропорт вполне может сэкономить нервы.

Как действовать, если обнаружился овербукинг?

В первую очередь, если вы оказались жертвой овербукинга, не впадайте в панику, не кричите и не создавайте конфликтных ситуаций. Нередко свое место все же удается получить. Один из действенных приемов – давить на жалость, не исключено, что семью с детьми или престарелыми родственниками все же разместят в изначально планируемом отеле. Другой метод – групповой натиск, если начать поиски единомышленников, которые оказались в такой же ситуации и пригрозить отелю, то вероятней всего администрация найдет способ разрешить все мирным путем. Не исключено, что эти действия не дадут результата, и придется заселяться в другую гостиницу или лететь другим рейсом. Здесь важно помнить, что вам могут предложить взамен только такие же условия или лучше, но никак не хуже. В любом случае, если вы все же не довольны, собирайте доказательства – фотографии, счета, показания свидетелей, подкрепленные именами и номерами паспортов, все это пригодится в борьбе за справедливость в суде.