Конкуренты "Золотого кольца": туристов приглашают проехать по "Серебряному ожерелью" России

Ростов Великий, Суздаль, Кострома — в каком-то из городов знаменитого «Золотого кольца» в своё время побывал, наверное, каждый житель нашей страны. Да и не только нашей — иностранные путешественники русский колорит тоже очень приветствуют и как раз за ним в сердце России и едут. Но не центром единым жив отечественный туризм, и речь сейчас идёт не о черноморском побережье, а совсем даже наоборот. Несколько лет назад родилась идея привлекать отдыхающих нашими северными красотами, и сейчас она все больше набирает обороты. Под единым туристическим брендом объединились 11 городов Русского Севера от Вологды до Мурманска. Название выбрали по аналогии с «Золотым кольцом», чтобы не отходить от темы богатств земли российской — «Серебряное ожерелье».

В Питер и Новгород на выходные

— Этот проект инициировали мы, — хвастается глава Вологодской области Олег Кувшинников. — Мы сделали туристический продукт, который презентовали Министерству культуры РФ, он их мгновенно заинтересовал и был полностью поддержан.

Ну а после “полной поддержки” на уровне правительства новый туристический бренд стали раскручивать. Поговорили с туроператорами — нельзя ли при формировании маршрутов делать акцент на межрегиональные путешествия? К примеру, прилетел человек в Петербург на несколько дней, почему бы ему в эту поездку не захватить Великий Новгород и Псков. А за неделю можно объехать вообще немалую часть Северо-Западного региона. Тем более, посмотреть-то там есть на что.

— Дело в том, что Русский Север, в частности, Вологодскую землю, Великая Отечественная война по большей части обошла стороной, а потому там удалось сберечь от разрушения много древних исторических и культурных памятников, — говорит начальник Департамента культуры и туризма Вологды Владимир Осиповский. — Плюс, в ряде регионов, которые составили новый туристический бренд, наблюдается наложение на русские традиции культуры финно-угров и других соседних народов. А такое смешение дает очень интересный колорит.

Дурной знак для Ивана Грозного и загадочные фрески московского мастера

Журналистам о «Серебряном ожерелье» России рассказали во время пресс-тура в Вологодскую область, организованного Постоянным комитетом Союзного государства и МИА “Россия сегодня”. Гостям из российских и белорусских СМИ, собственно, и продемонстрировали все то, чем регион собирается заманивать к себе туристов. Большинство из которых спроси про Вологду, вспомнят разве что тот самый “резной палисад”, за которым прячется моя черноглазая, да ещё и знаменитое вологодское масло. Палисады и даже резные (невысокие заборчики, если кто не знает) в столице Русского Севера, конечно, в наличии. В Вологде даже специально оставили целый квартал старинных деревянных домов, на котором запрещена любая современная застройка. Но имеются на вологодской земле и другие достопримечательности.

Во-первых, есть у Вологды, как у всякого уважающего себя древнего русского города (который, кстати, ровесник Москвы, в этом году исполнилось 870 лет) свой Кремль. На его территории стоит как самое старое местное здание, Софийский собор XVI века, так и самое высокое, колокольня, с ее открытой площадки виден практически весь город. Строительством собора лично руководил Иван Грозный, который Вологду как-то очень полюбил, прожил тут 3,5 года и вознамерился сделать ее столицей Опричных земель. Но вот с последним в итоге не сложилось — царь внезапно на город сильно осерчал, и о причинах его гнева историки спорят до сих пор. Есть на этот счет предание — якобы, на стройке того самого Софийского храма Ивану IV чуть ли не на голову свалился сорвавшийся со стены камень. Дурной знак, решил чудом успевший увернуться государь, собрал свиту и уехал навсегда в Москву.

А Вологда постепенно превращалась в уютную купеческую провинцию, о которой сейчас напоминает множество дошедших до наших дней двухэтажных деревянных особнячков позапрошлого века с резными балкончиками и наличниками на окнах. Ну а еще в здешние места любили ссылать всяких политически неблагонадежных граждан, причем революционеры считали за счастье отбывать наказание в Вологде – все лучше, чем Сибирь или Забайкалье. В их числе здесь отметился даже Иосиф Сталин. В доме, где жил будущий “отец народов”, сейчас музей под названием «Вологодская ссылка».

В окрестностях областной столицы находятся замечательные древние монастыри. Кирилло-Белозерский, к примеру, считался самой большой православной обителью не только в России, но и вообще в Европе. Рядом с ним – Ферапонтов монастырь, в его главном храме Рождества Богородицы можно увидеть единственные в стране сохранившиеся в первозданном виде стеновые росписи знаменитого иконописца средневековой Руси Дионисия. Эти фрески, созданные мастером вместе с сыновьями в 1502 году, никогда не закрашивались и дошли до нас практически полностью. Как уважаемый изограф из московских земель, чья работа стоила немалых денег, добрался до вологодской глуши и почему взялся украшать храм в столь отдаленном монастыре, неизвестно. Но росписи в Ферапонтовом монастыре считаются последней работой Дионисия, и именно из-за них обитель внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.

Кружево, масло и… черная икра!

— Туристы подустали от накала эмоций, суеты, этих ваших пробок, — говорит Мария Агапова, директор вологодской фабрики кружева «Снежинка». — Вот человек приходит к нам на фабрику, в бригаду к мастерицами, и может чуть не три часа просто стоять и наблюдать за их работой. Так ему кажется, что он прикоснулся к чему-то особенному. Атмосфера у нас домашняя, и мы ей гордимся. Поэтому к нам и приезжают.

Кружево — вологодский бренд с давних времен. До революции 97 процентов местных женщин были кружевницами, а сделанные ими шали и накидки с базаров буквально тоннами увозили хоть в Москву, хоть за границу. Да и сегодня изделия ручной работы в тренде, и вологодское кружево со своими богатыми традициями в этот тренд прекрасно вписывается. Покупатели платят как раз за душевность и эксклюзив кружевных изделий.

— Однажды делали на заказ венчальное платье, наша русская девушка выходила замуж за француза, — вспоминает Мария Агапова. — Самым ценным ее имуществом были «Жигули», которые она не пожалела ради свадебного наряда продать. И платье вышло на самом деле удивительным, невеста в нем была просто великолепна, жених и все гости-иностранцы были потрясены.

Гордится Вологда и своим знаменитым маслом (туристы особенно любят привозить шоколадное, вроде как вкус советского детства), сладостями на основе растущей здесь клюквы и — внезапно! — черной икрой. Да-да, Вологда, оказывается, лидер на рынке легальной черной икры в России, на здешнем рыбхозяйстве производят до 60 процентов этого деликатеса в стране.

Но достопримечательности, как гастрономические, так и культурные, важно еще уметь путешественникам красиво подать. Турист же сегодня пошел избалованный разными европами или хотя бы турецким олинклюзивом, как заманить его в русскую глубинку? Что касается пиара, тут, по мнению вологодских властей, как раз и должен помочь новый бренд «Серебряного ожерелья». Уже разработаны около 400 туристических маршрутов, захватывающие города Русского Севера. Теперь нужно их как следует «упаковать».

— Самое главное — это инфраструктура, — подводя итог разговору о развитии туризма, подчеркивает вологодский губернатор. — Потому что без строительства современных гостиниц, ресторанов и кафе, без реконструкции федеральных и региональных трасс, международного аэропорта, развивать туризм невозможно. В этом направлении прежде всего и предстоит работать.